Как узнать свой тип голоса?

Знакома вам такая история?

“Меня шесть лет вели как сопрано, но особого успеха не было. Верхние ноты звучали натужно, голосу не хватало свободы и блеска. Потом я перешла к новому педагогу, который услышал во мне меццо и дал новый репертуар. Очень скоро я раскрепостилась, появилось красивое вибрато, выросла сила голоса и свободно зазвучал меццовый верх. Оказалось, что я шесть лет пела не своим голосом!?” Ольга Р.

В нашем вокальном мире подобные истории случаются часто. Я и сам пару раз, можно сказать, “переводил” своих студентов в другую категорию. Почему это было необходимо? Почему педагоги так часто ошибаются с определением типа голоса?

Многие мои коллеги, послушав начинающего вокалиста, очень скоро выносят вердикт: ты — драматический тенор, у тебя крепкий голос и есть верхнее “до”; а ты — лирико-колоратурное сопрано, потому что голос не очень сильный, но при этом довольно звонкий и с хорошей беглостью. Таким образом эти педагоги совершают несколько катастрофических ошибок:

  1. Все классификации — условны. Человеческий голос очень пластичен и гибок. Все люди — разные. Действительно, существуют некоторые общие принципы распределения голосов, но при этом можно встретить множество певцов, которые не вписываются ни в какие рамки: тенора, звучащие мясистее многих баритонов; сопрано с грудным регистром, который сильнее и свободнее, чем у многих меццо; басы, у которых нет ни тембра, ни силы голоса, но зато есть феноменальная выразительность, подходящая для барочного или буфонного россиниевского репертуара. К тому же, даже имеющиеся понятия о различных голосах предполагают множество ячеек, в которые можно поместить тот или иной голос. Это только в России у нас, к сожалению, либо ты лупишь звуком со всей дури, либо порхаешь в облаках. Другого не дано (можно посмотреть репертуар прослушивания в приморскую сцену Мариинского театра, где по сути есть только один вид для каждого голоса — русский стенобой).
  2. Вторая ошибка заключается в том, что педагоги выносят своё суждение о недоразвитом голосе. У вокалиста ещё нет опоры, не найдены переходы, совершенно не ясны границы диапазона. Получается, что педагог не может достоверно определить, каким будет финальный продукт и попросту гадает. А потом даёт такие произведения, которые не развивают голос, а только закрепощают ученика и нарабатывают многочисленные зажимы.
  3. В умах многих моих коллег живёт одна пагубная мысль: разные типы голосов надо обучать по-разному. Откуда взялась эта ересь, понять невозможно. Но давайте разберём, почему такой подход неверен. В работе с новым студентом педагог должен добиваться такого звучания, какое будет органично вытекать из природы ученика. Во время занятий всё больше раскрывается натуральный тембр, увеличивается свобода пения и контроль над голосом. Если исходить из предпосылки, что разные голоса поют по-разному, то в зависимости от типа голоса должен будет выстраиваться и учебный процесс (так и происходит). Если неверно определить этот тип, выбранное направление пойдет вразрез с физиологичным развитием голоса и приведёт к плачевным результатам. Смысл в том, что высокие – низкие; крепкие – лёгкие; светлые – тёмные голоса могут звучать очень индивидуально, но все хорошие певцы с технической точки зрения делают примерно одно и то же (даже если на словах свою манеру пения они описывают совершенно по-разному). Существует своя специфика в отношении работы с регистрами у мужчин и женщин, но в остальном одни и те же вокальные принципы, которые мы с вами разбираем на этом канале, работают для всех.
Что делать, чтобы не ошибаться?

Чтобы не ошибаться, надо не гадать! В двух словах, надо сначала поставить голос, а потом практическим путём найти репертуар, который подходит ему больше всего. На начальном этапе нет необходимости давать оперные арии. Существует огромное количество песен и романсов, которые легко транспонируются в любую тональность. Главное — с помощью таких песен, а также с помощью упражнений укрепить голос, научить студента правильному звуку, освоить переходы — и тогда очень скоро голос сам подскажет, что ему хочется исполнять. При таком подходе ошибки исключены, потому что мы не втискиваем голос в какие-то рамки, а просто натуральным путём раскрываем весь потенциал. Мы не пытаемся сделать из вокалистки сопрано или меццо, мы делаем пение комфортным и убираем всё лишнее. В итоге у нас будет такой тембр, диапазон и сила, какие заложены природой. Кому-то мой подход покажется медленным, но как говорится, “русские долго запрягают, да быстро едут”. В противном случае велик риск повторить путь героини, с чьей истории мы начали разговор.

Пойте с комфортом!

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *