Для уверенности

В начале сложного года, когда у многих моих соотечественников растет внутреннее напряжение под действием политических и экономических трудностей, я хочу процитировать митрополита Сурожского Антония (из книги «Школа молитвы»):
«Для начала я хотел бы отослать вас к двум евангельским рассказам о буре на Геннисаретском озере. Они построены в основном одинаково: ученики покинули один берег озера и направляются к другому. …В первом рассказе мы видим их в лодке посреди бури; и в какой-то момент, когда силы их почти истощились, мужество покидает их, надежда колеблется, вдруг поверх бушующих волн, среди неукротимого ветра они видят, как Христос идет к ним — и не могут поверить, что это Христос. Им думается, что это призрак, и они вскрикивают от ужаса.
Почему они думают, что это призрак? Да просто потому, что они не могут представить, что Бог, Который есть Бог жизни, присутствует в середине этой смертоносной стихии, окружающей их со всех сторон, что Бог, Который есть гармония, и красота, и покой, находится в самом центре разбушевавшейся природы. Они не могут поверить, что Бог — там, где они видят лишь смерть, смятение, опасность.»
Митинги, демонстрации, тревоги о будущем России — это все земное, человеческое, суетное. Политические скандалы, предчувствие скорой беды, страх перед туманным будущим…
Что бы ни случилось, Бог — там, посреди разбушевавшейся внутренней политики, коррупции и беззакония. Он все знает и все видит. И в периоды ненастья, бед и скорби — когда мы теряем надежду и веру — Он всегда идет к нам, готовый протянуть руку Свою и сказать: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14:31)

Не новый Новый год

Наступил Новый год, и мне бы очень хотелось узнать, как вы его встретили.
Я, например, когда куранты пробили двенадцать, делал наброски для своего блога, а также смотрел в интернете запись программы «Временно доступен» с участием архимандрита Тихона (Шевкунова). Серьезно, ко времени наступления нового года на моем обеденном столе оставались только чашка кофе и ноутбук. Рядом были папа с мамой, которые тоже смотрели видео, периодически комментируя его и обсуждая со мной. После этого я уединился с книгой, почитал где-то до трех часов и пошел спать, будто ничего не произошло, и никакого обновления в мире не случилось. Да ведь ничего действительно не случилось, только на счетах за коммунальные услуги теперь будет стоять 2012, а не 2011. Можно ли воспринимать событием исчезновение трехсот шестидесяти пяти дней? Митрополит Антоний Сурожский сказал в одной из бесед, что прошлого уже не существует, будущее еще не наступило, а есть только настоящее. Всецело живя настоящим, можно ли радоваться прошлому? Мне не интересно отмечать течение времени, потому что я его не замечаю. По этой же причине я не устраиваю торжеств по случаю своего дня рождения — какой смысл, если этот день не отличается ото всех остальных, потому что он также наполнен борьбой со своими страстями, с грехами своими и с самим собой? Это ведь только повод устроить себе каникулы, но идет ли это на пользу моей душе? Уже упомянутый архимандрит Тихон в книге «Несвятые святые» приводит слова отца Гавриила, наместника Псково-Печерской лавры, о том, что монаху не нужен отпуск. А нужен ли он мирскому человеку? Сколько я себя помню, самые тяжелые искушения были в моей жизни в момент сознательной праздности, когда я считал, что можно дать себе возможность расслабиться и отдохнуть. Это усыпляло мою духовную бдительность, открывая дорогу всем возможным соблазнам и помыслам. В этом большое отличие церковных и светских праздников — первые помогают, при правильном к ним отношении, устремляться к Богу, приводят на службу и внушают молитвенное настроение; вторые же просто на время уводят от труда и самосовершенствования, которые так необходимы каждый день. Поэтому мне кажется, что лучший способ отметить светское событие (да и любое другое тоже) — не устраивать пышное застолье, а немного потрудиться: почитать хорошую книгу (для меня это всегда было усилием), сходить на службу в храм, поговорить по-человечески с ребенком в детском доме, написать картину или наладить отношения с тем, кого обидел или огорчил. Чтобы потом, отходя ко сну, можно было поблагодарить Бога за то, что еще один день не прошел даром, и это уже праздник…

Ликбез : начало

Мне кажется, что опера в России — это то, что все уважают, но никто не хочет слушать. Чаще всего люди аргументируют это тем, что классическая музыка слишком сложна для простого народа; что даже если артисты поют на русском языке, слова разобрать всё равно невозможно; что бОльшая часть опер написана на зарубежные тексты, которые тем более не понять; что в опере всё слишком напыщенное и гротескное и т.д. С одной стороны, в подобных утверждениях есть доля истины, но с другой, опера гораздо доступнее, чем кажется, — надо только чуть лучше узнать её и сделать небольшое усилие, первый шаг ей навстречу. Я постараюсь не только развенчать некоторые мифы о своей профессии, но и попытаюсь передать свое теплое отношение к оперному искусству, рассказать о нем в простой и понятной форме, а также ответить на ваши вопросы об академическом пении, и быть может, это будет для вас толчком к погружению в удивительный, богатый, светлый мир оперы.
Раздел Ликбез можно считать открытым.
Следите за обновлениями блога.