Сериалы и неадекват

Читаю книгу Бена Шапиро “Primetime Propaganda” о том, как американское телевидение посредством сериалов и телешоу либерализировало американское общество (а вместе с ним и общества других развитых стран, где в большом количестве смотрят голливудские продукты). Основной упор сделан на том, что телешоу планомерно продвигали в массы толерантность, промискуитет, феминизм, пацифизм и другие левые идеи. В данный момент можно сказать, что Америка действительно смотрит на мир иначе, чем в 1950-х годах.

Но мне интересен другой феномен, связанный с культурой сериалов. Создателям сериала необходимо удерживать внимание своих зрителей на протяжении многих сезонов. Делается это за счет неожиданных сюжетных поворотов, которые зачастую не сообразуются с логикой развития заявленных действующих лиц.

Люди в сериалах перестают вести себя по-человечески и напоминают марионеток. Для зрителя, воспитанного на классике кино и литературы, все время заметны нестыковки, но для неискушенного зрителя это представляет опасность:

— Во-первых, человек перестает мыслить целостными структурами. Его сознание воспринимает бесконечный поток сменяющихся впечатлений, которые не складываются в единую картинку. 73% пользователей Netflix смотрят сериалы запоем, часто целыми сезонами.* И мало того, что повествовние без остановок перетекает из эпизода в эпизод, даже концовка сезона зачастую не дает разрешения ситуации. В голове сплошная каша. Отсюда — приобретенное слабоумие.

— Во-вторых, неподготовленный зритель невольно перенимает модель поведения любимых героев. Но построить увлекательный сюжет на основе нормального здорового поведения невозможно. Если в кино можно взять положительного персонажа, который сталкивается с трудными обстоятельствами, и сделать из этого полуторачасовой продукт (пример — фильм «Иосиф» 1995 года), то растянуть эту историю на 200 часов будет уже проблематично. Даже если представить, что этот правильный персонаж постоянно попадает впросак, бесконечно такое происходить не может. Иначе шоу рискует превратиться в совершенную фантасмагорию, которую невозможно будет смотреть.

В остальных случаях, чтобы создать кинематографический долгострой, необходимо за основу взять невротиков, шизиков, параноиков и «клинических дебилов»**, которые будут все время сталкиваться друг с другом и конфликтовать. Но в силу своей долбанутости они не смогут полностью разрешить ни одного конфликта. На этом построены почти все сериалы. Проблема в том, что мозг на химическом уровне воспринимает происходящее на экране за подлинные воспоминания.*** И этот принцип влияет на наше поведение в жизни. Идиосинкразия героев порождает идиосинкразию зрителей. Люди начинают вести себя неадекватно, по любому поводу скандалят дома и на работе, не могут найти общий язык со своими близкими, не могут с твердостью преодолевать трудности.

Сериалы мы смотрим в больших количествах. В США среднее время просмотра телешоу — 2.8 часа в сутки; а чтения — 10 минут.**** До России, возможно, эпидемия еще не дошла, но всё движется в этом направлении.
Мастер Йода из Звездных войн сказал бы: «Темная сторона застилает всё. Видеть невозможно в будущем свет…» Надо как-то браться за ум, налаживать отношения с родными и смотреть нормальное полнометражное кино. А еще лучше — читать книги.

==========================================
*Исследование компании Netflix 2013 (!) года, сейчас ситуация только прогрессирует.

**Про дебилов взять из разбора Андреем Курпатовым современных популярных сериалов. В частности, «Рэй Донован».

***Статья на NBCNews о том, как просмотр сериалов влияет на нашу психику.

****Статистика по времяпровождению американцев.

Изображение взято здесь.

2 комментария

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *