Кое-что еще про оперные будни

Аэропорт Парижа. Я пью вторую чашку кофе и слушаю сборник арий в исполнении Джузеппе Таддеи, одного из самых интересных вердиевских голосов в истории оперы. Через полтора часа начнется посадка на мой рейс, и во время полета я переключусь на два альбома Чечилии Бартоли, которые скачал утром, перед тем как покинул отель в Санкт-Петербурге; или же буду смотреть «Фауста» из Ковент-Гардена с участием Аланьи, Тервеля (на самом деле, его фамилия на уэлльском диалекте призносится именно так), Георгиу и Кинлисайда.
Вот он, мир, в котором живут оперные певцы. Мы просыпаемся, съедаем свой завтрак и топаем на репетицию очередной оперы. Через несколько часов мы снова едим, общаясь с коллегами на самые разные темы за ланчем, и опять репетируем до вечера. А после этого приходим домой, где нас ждут наши близкие, с которыми мы должны будем обсудить события прошедшего дня, забавные репетиционные моменты и различные аспекты профессии — слухи и новости из профессиональной среды.
В некоторые дни недели у нас бывают спектакли и концерты, иногда по два-три-четыре представления в день. А в свободное время мы летаем на самолетах через весь земной шар и либо готовим новую партию к спектаклю, который состоится только через несколько лет, либо читаем литературу, необходимую для постижения атмосферы впеваемой оперы — литературные и музыкальные первоисточники, исторические комментарии и факты, психологические работы, помогающие нам лучше осмыслить психологическую партитуру оперы в целом и своей роли в частности.
Но если нам надоедает работать над музыкой, мы читаем книги для удовольствия. Например, биографию Леонарда Бернстайна (одного из моих любимых дирижеров) на немецком языке, чтобы не только познакомиться с выдающейся личностью, но и поднять уровень знания иностранного языка, это потом пригодится для исполнения немецкой музыки и работы с немецкоговорящими коллегами.
Но если чтение книг и нот вызывает лишь утомление и скуку, мы включаем на ноутбуке запись какой-нибудь интересной постановки всем известных «Фауста», «Отелло», «Пиковой дамы» и других великих произведений, чтобы посмотреть на знакомые, кажется, творения с новой точки зрения, указанной режиссером, дирижером и артистами. Также мы всегда можем сходить в тот театр, где мы в данный момент работаем, и посмотреть те спектакли, в которых мы не задействованы, чтобы потом поздравить своих коллег с захватывающим дух представлением, дать им полезный совет или немного поругать.
Но порой даже это набивает оскомину, потому что кроме музыки в жизни, казалось бы, ничего и нет. Тогда мы просто выходим на улицу и бредем куда глаза глядят. Например, вчера я пару часов гулял по Невскому проспекту Санкт-Петербурга и дышал этим городом, любовался его жителями и слушал в плеере новый вердиевский альбом Йонаса Кауфманна…
Да и сейчас, вместо отдыха и аэропортной дрёмы в зале ожидания я сижу и пишу свое видение жизни оперного артиста, под пение Таддеи и с кофейным привкусом во рту. А через несколько часов я буду уже в Цюрихе — петь вокальные упражнения у себя дома, играть на фортепиано клавир «Богемы» Пуччини и читать книгу о Бернстайне, пока меня не сморит сон.

Opera On Ice 2013