Про друзей и недругов

Многим из нас родители говорили в детстве: «Тебе нельзя общаться с этим мальчиком; на тебя плохо влияет тот парень; с этой девочкой тебе не надо встречаться…» В моем детстве такие замечания случались нечасто, но все-таки иногда папа с мамой запрещали мне общаться с некоторыми людьми. Слава Богу, меня редко притягивали отрицательные герои, а когда в девятнадцать лет я перестал употреблять спиртное, тема была практически исчерпана — уже не привлекали тупицы и сволочи, я потянулся к людям умным, образованным, ищущим новых знаний. Но и среди них теперь приходится постоянно производить отсев. Только если раньше это были очевидные вещи вроде плохих отметок, склонности к спиртным напиткам и травке, то сейчас все стало гораздо тоньше и потому — незаметнее.
Круг друзей и знакомых необходимо формировать, необходимо сознательно отказываться от тесного общения с людьми, которые влекут нас ко злу. Интересно, что первой фразой первого псалма Давида является: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста…» То есть, об этом говорит нам Псалтирь: хочешь достичь Царства Небесного — держись подальше от тех, кто этого не хочет. И дело тут не в том, что мы — хорошие, а они — плохие. Мы, в сущности, все в разной степени беззаконники, различает нас лишь устремление сердца. Христиане — это люди, сознающие свою немощь и подверженность страстям, но всей душой стремящиеся преобразиться, обожиться, как сказал бы Григорий Богослов. А те, кого Давид называет «нечестивыми», — просто сознательно идут против Бога, и в этом их опасность для нас. Люди неверующие, но очень гордые не способны видеть мир как он есть, они на все сморят со своей колокольни и потому суждения их практически всегда ложны, но очень часто — убедительны. Даже если они не способны отвратить нас от веры в Господа, в них достаточно силы и харизмы, чтобы сбить нас с верного пути К Нему, а это очень страшно! Нужна огромная духовная стойкость и еще большая внимательность, чтобы устоять перед многими соблазнами, возникающими при таком общении, но кто из нас обладает этими качествами?..
Я сказал про гордецов, но все мои слова можно отнести к блудникам, прелюбодеям, лжецам, лицемерам и насмешникам. Ведь эти люди возводят порок в норму жизни, и даже при остальных положительных качествах (коими могут быть эстетическое чутьё, высокая образованность, доброта и умение заботиться о других) они духовно очень больны, но не желают излечения.
У меня есть много товарищей, которых я искренне люблю, но с которыми стараюсь видеться как можно меньше, потому что они не хотят духовно совершенствоваться. Быть может, кто-то из них придет к вере в Бога, к смирению и целомудрию, глубокому переживанию действительности и правильному жизненному целеполаганию, но до этого момента нам не стоит видеться — мои характер и воля слишком слабы, чтобы устоять перед их пленительными заблуждениями. Может показаться, что я боюсь сам стать блудником или лицемером. Но я говорю совсем о другом. Я говорю о том, что опасно хоть на секунду перестать с гневом смотреть на грех (не на людей), согласиться с порочной жизненной позицией, потерять сочувствие к немощным или посмеяться над добродетелью, ведь каждый помысел на счету; каждое наше волевое движение будет когда-нибудь судить нас…
Поэтому, чтобы не навредить своей слабостью ни себе, ни другим, необходимо, превозмогая иногда душевную боль, прерывать или сокращать до минимума общение со многими «друзьями». Даже если вчера они всем сердцем тянулись к свету, а сегодня устремились во тьму. Пытаться изменить их, перевернуть землю ради их спасения — глупо и самонадеянно. Только Бог способен повлиять на человека, и все, что нам по-настоящему доступно, — это молитва о таких людях. Деятельно помочь можно тем, кто еще на распутье, у кого чуть-чуть не хватает решимости «потерять душу свою ради Христа». И по нашим молитвам Господь посылает для этого возможности. Но если человек осознанно отворачивается от Господа — он, на самом деле, отворачивается и от нас, ведь мы-то сердцем и мыслями стремимся только к Богу…