Как найти свое призвание?

Как определить свое призвание? Как понять, чем заниматься по жизни? Эти вопросы часто задают себе мои знакомые… Мне кажется, прежде всего надо вспомнить притчу о талантах:
“Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.” (Мф. 25:14-30)
Раньше талантом называли меру веса, но если использовать значение, которое это слово имеет сейчас, ответ на вопрос «как найти призвание?» станет более-менее очевидным. У каждого из нас имеются определенные способности — кто-то лучше считает, кто-то хорошо выполняет монотонную работу (а это тоже определенная способность), кому-то легче даются иностранные языки. Смысл в том, чтобы в течение земной жизни реализовать весь потенциал, заложенный в человеке Богом. Конечно, удается это лишь единицам, но стремиться к этому должны мы все. Поэтому чтобы найти свое призвание, прежде всего нужно разобраться в самом себе, попытаться узнать свои сильные и слабые стороны.
В детстве я очень хотел заниматься спортивной гимнастикой, но при этом всегда был одним из самых высоких во дворе и школе ребят. Естественно, родители сразу доходчиво объяснили, что никакой карьеры в этом виде спорта, по физиологическим причинам, мне не сделать. Тогда я собирался заниматься чем-то более подходящим моему телосложению — волейболом или баскетболом. Но тут в дело снова вмешалась (правда, теперь уже косвенным образом) физиология — педагоги в музыкальной школе сошлись во мнении на счет моих пальцев: пальцы длинные и очень пианистичные (для музыкантов: я могу взять на рояле до-соль через октаву; для не музыкантов: руки у меня почти такие же, как у Рахманинова). Соответственно, папа с мамой настоятельно рекомендовали мне воздержаться от видов спорта, в которых надо отбивать мяч руками.* В итоге, мы сошлись на плавании, но… на эту идею наложила вето моя астма. Короче, смысл в том, что в определенный момент стало очевидно: дорога в большой спорт мне заказана. Глупо было бы убивать свой организм ради того, чтобы получить некие сомнительные достижения.
Что же касается остальных качеств, то по-настоящему хорошо мне удавалось только то, что связано с музыкой и представлениями. А еще я очень, ОЧЕНЬ любил петь. Годам к девятнадцати у меня открылся мощный голос и большая любовь к академическому вокалу, так что выбор профессии оперного певца напрашивался сам собой. Я привел себя в пример не для того, чтобы похвастаться, а чтобы наглядно показать, как важно прислушиваться к себе, не пытаться развивать свои недостатки, но вместо этого попробовать оценить собственные достоинства и ориентироваться, в первую очередь, на них.
Когда я говорю «достоинства, способности, таланты», то подразумеваю не только очевидные вещи вроде умения за несколько секунд вычислить квадратный корень из 16664784676 или спародировать Григория Лепса. Сюда я причисляю такие качества, как спокойное восприятие одиночества или, наоборот, длительного пребывания в толпе; организаторские способности; пиротехническое чутье; неостановимое упорство в достижении цели и т.д. У каждого из нас есть, как минимум, одна сфера применения. Иногда их может быть и больше, как в случае с композитором-химиком А.П. Бородиным или святителем-хирургом Лукой (Войно-Ясенецким). Иногда новые грани одаренности раскрываются со временем («Луна и грош» С. Моэма), и к этому тоже надо быть готовым. Притча, которую я привел в начале эссе, довольно ясно дает понять: человек обязан развивать ВСЕ таланты, которые у него есть — либо через профессию, которая их все и задействует; либо через несколько разных специальностей. Господь всегда посылает человеку такую возможность — взять, к примеру, вышеупомянутого Рахманинова. Сергей Васильевич проявил себя в разные периоды своей жизни как композитор, пианист, и дирижер — и во всех амплуа был на недосягаемой высоте. А это совершенно разные профессии, требующие не только специфических навыков, но и способностей (кстати, еще один образец многосторонней музыкальности — Леонард Бернстайн, который вдобавок ко всему, был еще и удивительным лектором). И чем больше усилий мы прилагаем к развитию своих талантов, тем больше вероятность возникновения все новых и новых способностей, что также логично вытекает из евангельской притчи.
Дополнительную помощь в выборе своей стези оказывают мемуары и биографическая литература. Чтобы лучше представить себе, в чем заключается та или иная профессия, стоит почитать мнение о ней тех, кто знает ее лучше всех — гениев и выдающихся личностей. Одно время у меня была идея заняться игрой на фондовой бирже, но потом мне в руки попала книга «Переиграть Уолл-Стрит» Питера Линча, и я понял: не мое! С другой стороны, читая «Мир итальянской оперы» Тито Гобби или лекции Владимира Набокова по русской литературе, я чувствовал, что это — нечто родное и смутно знакомое; казалось, что мне не надо этому учиться — надо только вспомнить!
Но главное, конечно, — молитва и упование на промысел Божий. Человеку, который просит Бога направить его, в подходящее время открывается и путь, и средства к его преодолению. Надо только иметь мужество встать на этот путь и сделать первый шаг…
__________________________________
*На самом деле, это было правильно. Где-то восемь месяцев назад я, играя с друзьями в волейбол, неудачно принял мяч и сломал себе безымянный палец на правой руке.