Как испортить голос?

Хороший вопрос я прочел в одном из сообщений: «А как вообще можно испортить голос?» Казалось бы, либо он есть, либо его нет; можно научить человека, можно преподать ему неправильную технику, но вот чтобы испортить…
На самом деле, этот процесс достаточно легок. Вы помните историю с Микеланджело, который стал калекой оттого, что стоя расписывал свод Сикстинской Капеллы? Долгие часы работы в неправильном положении привели к необратимым изменениям костной и мышечной структур его организма. К сожалению, нечто похожее можно проделать и с голосом. Для этого надо просто заставить (спровоцировать, посоветовать, «научить») человека часами петь вопреки всякой физиологии. И это очень распространенный сценарий, потому что в вокально-педагогической среде гораздо больше шарлатанов, чем компетентных специалистов. Ежедневно тысячи «педагогов» учат своих учеников совершенно невообразимым вещам. Один коллега рассказывал, как его профессор заставлял его на занятиях буквально кричать, мотивируя это тем, что через крик можно прийти к крепкому и опертому пению. Через полгода у парня был такой сильный отек связок, что ему с трудом удавалось говорить даже шепотом, а о пении пришлось забыть на целый год. И его голос навсегда утратил былую яркость, молодую полетность и красоту. Вдобавок у него возникли психологические зажимы, мешающие дальнейшему овладению правильной техникой — у него появился страх перед верхними нотами (а их берут лишь уверенностью в успешном исполнении). Подобных случаев миллионы: у кого — долгое молчание, у кого — череда операций по удалению узлов на связках.
Правильное пение — удобно и очень естественно для организма. Поверьте мне, при грамотном вокальном воспитании в какой-то момент тело начинает само подсказывать технические решения, сами собой начинают получаться верхние ноты, «удлинняется» дыхание, появляется беглость и подвижность голоса, становится четкой дикция. Более того, именно естественность оперного пения позволила ему возникнуть много лет назад. Поэтому все приемы педагога должны содействовать лишь раскрепощению ученика и высвобождению его голоса из-под гнета всевозможных зажимов, блоков и комплексов. Если же вокалист испытывает на занятиях боль, тошноту, если у него болят какие-либо мышечные группы, значит ему надо менять педагога, иначе его голос может быть испорчен навсегда. Вот такие пироги.