КаммерБогема

Меня попросили рассказать о венской постановке “Богемы”, в которой я в данный момент принимаю участие. С одной стороны, неблагодарное это дело — оперу пересказывать, с другой стороны, это может быть хорошим поводом поразмышлять о современных оперных постановках и оперной режиссуре.

Для начала я все-таки советую ознакомиться с классическим содержанием “Богемы”, если вы никогда не видели ее в театре (сделать это можно здесь). Я же сразу начну с того, что в корне отличает нашу версию от общепринятой. Идея режиссеря Лотты де Беер была в том, чтобы вместо бедных в финансовом отношении молодых деятелей искусства показать избалованных и скучающих представителей “золотой молодежи”. Обладая различными талантами, они все-таки проживают свои дни скучно и бесцельно, что заставляет их с тоски жечь собственные рукописи, картины, книги. Доходит даже до того, что себе на потеху они уничтожают в духовке новенький ноутбук. Когда в компанию к художнику, писателю и доморощенному философу приходит музыкант (восходящая поп-звезда, которую исполняет ваш покорный слуга), то все, что он может поведать о своей работе — историю о том, как один олигарх “от нечего делать” дал ему задачу до смерти заиграть на гитаре домашнюю птичку. Но Шонар ее просто отравил, получил свой гонорар и купил друзьям все самое необходимое — сигары, вино, фуа-гра… Естественно, шумная попойка прерывается появлением Бенуа — скромного домработника, который вместо честного воздаяния за свои нелегкие труды получает пошловатые насмешки и грубые пинки. И хотя молодые люди могут себе позволить заплатить ему четыре-пять месячных зарплат, им больше по душе поиздеваться над бедным человеком и отпустить его ни с чем. А после этого им не остается ничего иного как отправиться в еще один luxury-бар пить пиво и снимать девочек.

(c) Armin Bardel
(c) Armin Bardel

Но тут в жизни всех этих ребят появляется Мими. И ей совершенно не интересны модные тенденции, дорогостоящие автомобили, выпивка и секс. Она говорит о том, как радуется каждому солнечному дню, каждому дуновению теплого ветра. Она всем своим существом возглашает о том, какое это счастье — жить! И поэтому серый мир пресыщенности и хандры, в котором пребывали “богемцы”, озаряется новыми красками — синим цветом радости, зеленым оттенком природы, желтыми лучами солнца. А в душе Рудольфа возникает чувство, похожее на любовь.
(c) Armin Bardel
(c) Armin Bardel

Но несмотря на эти изменения в людях, вокруг по-прежнему царят шопинг и суета. И потому дальше разыгрывается конфликт красоты и убожества, чувства и безразличия, духовности и животной плотскости. Мими оказывается вытесненной из этого порочного мира одинаковых людей, способных лишь покупать, покупать, покупать. В четвертом акте она в последний раз пытается пробиться в этот чуждый ей мир, но гибнет от рака за прозрачной больничной стеной, лишенная искреннего личного общения — бывшие друзья переговариваются с ней через специальный коммуникатор, потому что находиться рядом с умирающим человеком для них просто невыносимо. А ее смерть, хотя и толкает окружающих на некоторые положительные поступки, все же является логичным следствием неравной борьбы чистоты и искренности с унылым синтетическим “новым” миром, где все — подделка, имитация и заменитель: вместо прекрасных блюд — гамбургеры, вместо красивых танцев — игра в Nintento Wii, вместо любви — развлечение. Самое интересное, что в музыке Пуччини все это находит свое отражение.
(c) Armin Bardel
(c) Armin Bardel

Было время, когда я признавал достойными внимания только классические постановки с аутентичными костюмами и строгим следованием авторским ремаркам. Но сейчас я думаю, что имеет значение совсем другое. Всем нравится наш советский Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова, но это не значит, что он лучше британского образа Бенедикта Камбербетча или американского варианта Роберта Дауни мл. Просто время поменялось, и кому-то современные трактовки покажутся доступнее, понятнее и помогут лучше разобраться в том, что происходит вокруг. Главное, чтобы в центре всегда оставалась музыка и люди с их житейскими, нравственными, психологическими и духовными проблемами.