Не новый Новый год

Наступил Новый год, и мне бы очень хотелось узнать, как вы его встретили.
Я, например, когда куранты пробили двенадцать, делал наброски для своего блога, а также смотрел в интернете запись программы «Временно доступен» с участием архимандрита Тихона (Шевкунова). Серьезно, ко времени наступления нового года на моем обеденном столе оставались только чашка кофе и ноутбук. Рядом были папа с мамой, которые тоже смотрели видео, периодически комментируя его и обсуждая со мной. После этого я уединился с книгой, почитал где-то до трех часов и пошел спать, будто ничего не произошло, и никакого обновления в мире не случилось. Да ведь ничего действительно не случилось, только на счетах за коммунальные услуги теперь будет стоять 2012, а не 2011. Можно ли воспринимать событием исчезновение трехсот шестидесяти пяти дней? Митрополит Антоний Сурожский сказал в одной из бесед, что прошлого уже не существует, будущее еще не наступило, а есть только настоящее. Всецело живя настоящим, можно ли радоваться прошлому? Мне не интересно отмечать течение времени, потому что я его не замечаю. По этой же причине я не устраиваю торжеств по случаю своего дня рождения — какой смысл, если этот день не отличается ото всех остальных, потому что он также наполнен борьбой со своими страстями, с грехами своими и с самим собой? Это ведь только повод устроить себе каникулы, но идет ли это на пользу моей душе? Уже упомянутый архимандрит Тихон в книге «Несвятые святые» приводит слова отца Гавриила, наместника Псково-Печерской лавры, о том, что монаху не нужен отпуск. А нужен ли он мирскому человеку? Сколько я себя помню, самые тяжелые искушения были в моей жизни в момент сознательной праздности, когда я считал, что можно дать себе возможность расслабиться и отдохнуть. Это усыпляло мою духовную бдительность, открывая дорогу всем возможным соблазнам и помыслам. В этом большое отличие церковных и светских праздников — первые помогают, при правильном к ним отношении, устремляться к Богу, приводят на службу и внушают молитвенное настроение; вторые же просто на время уводят от труда и самосовершенствования, которые так необходимы каждый день. Поэтому мне кажется, что лучший способ отметить светское событие (да и любое другое тоже) — не устраивать пышное застолье, а немного потрудиться: почитать хорошую книгу (для меня это всегда было усилием), сходить на службу в храм, поговорить по-человечески с ребенком в детском доме, написать картину или наладить отношения с тем, кого обидел или огорчил. Чтобы потом, отходя ко сну, можно было поблагодарить Бога за то, что еще один день не прошел даром, и это уже праздник…

Оставьте комментарий